Задания и ответы Школьного этапа ВСОШ по русскому языку 4, 5, 6, 7, 8, 10,11 классы МО

Содержание
  1. Олимпиада по русскому языку 4 класс
  2. 1. В русском языке соответствия между буквами и звуками не всегда устанавливаются просто. Слово город, например, мы произносим как [го́рат], а слово отжать — как [аджа́т’]. Иногда из звуков, которые составляют слово, можно составить совершенно другие слова. Какое существительное, обозначающее животное, можно составить из звуков слова торг?
  3. Какой глагол можно составить из звуков слова ель? Указание: глагол может быть в любой форме.
  4. 2. Перед вами несколько слов с суффиксом -ин. Подберите к ним пару, опираясь на значение суффикса -ин.
  5. 3. Антонимами могут быть не только слова одной части речи, но и устойчивые выражения. Вспомните, что значат данные фразеологизмы, и подберите к ним антонимы.
  6. 4. Разгадайте этимологическую загадку
  7. В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов. Например: олимпиада Какое слово имеет тот же исторический корень, что прилагательное кривой и существительное, указанное вами в предыдущем вопросе?
  8. 5. Чешский и русский язык родственны. Это значит, что они произошли от одного древнего языка, поэтому между ними можно обнаружить много сходств. Соедините картинку и её название на чешском языке. Указание: сочетание ch читается как х.
  9. Олимпиада по русскому языку 5-6 класс
  10. 1. В русском языке соответствия между буквами и звуками не всегда устанавливаются просто. Слово город, например, мы произносим как [го́рат], а слово отжать — как [аджа́т’]. Иногда из звуков, которые составляют слово, можно составить совершенно другие слова. Существительное клуб состоит из тех же звуков, из которых состоит существительное, обозначающее сельскохозяйственный инструмент. Запишите это существительное согласно орфографической норме русского языка.
  11. Существительное гриб состоит из тех же звуков, из которых состоит существительное, обозначающее вирусную болезнь. Запишите это существительное согласно орфографической норме русского языка.
  12. 2. Суффиксы в русском языке могут иметь разные значения. Например, суффикс -ик может иметь значение “маленький”: столик — это маленький стол. Перед вами несколько слов с суффиксом -ин. Подберите к ним пару, опираясь на значение суффикса -ин.
  13. Подумайте, от каких слов образованы данные слова, и скажите, какое из них будет отличаться от других.
  14. 3. Расшифруйте фразеологизм, опираясь на значения составляющих его слов.
  15. 4. Однокоренными словами мы называем слова, имеющие одинаковые корни: например, кот и котик, одеть и раздеть, учёба и учиться. Иногда в ходе развития языка и значения слов, и их внешний облик, настолько меняются, что сложно понять, что они содержат исторически одинаковые корни. Например, слова рыжий и русый имеют одинаковый исторический корень, обозначающий цвет.
  16. 5. Чешский и русский язык родственны. Это значит, что они произошли от одного древнего языка, поэтому между ними можно обнаружить много сходств. Соедините картинку и её название на чешском языке. Указание: сочетание ch читается как х.
  17. 6. Соедините предложения, имеющие одинаковый набор членов предложения (одинаковое количество подлежащих, сказуемых, дополнений, определений и обстоятельств).
  18. Олимпиада по русскому языку 7-8 класс
  19. 1. В русском языке соответствия между буквами и звуками не всегда устанавливаются просто. Слово город, например, мы произносим как [го́рат], а слово отжать — как [аджа́т’]. Какое слово можно составить из звуков слова отъезжать, если каждый звук можно использовать только раз? [атй’иж:а́т’
  20. 2. Столик — это маленький стол Какое слово отличается от других по морфемной структуре?
  21. Словообразовательной моделью называют схему образования нового слова, которая включает в себя частеречную принадлежность производящей основы, а также словообразовательную морфему и её значение. Какое из слов образовано не по той же словообразовательной модели, что остальные?
  22. 3. Расшифруйте фразеологизм, опираясь на значения составляющих его слов.
  23. Выберите значение этого фразеологизма.
  24. 4. Этимологией называют науку о происхождении слов. Когда мы изучаем этимологию слова, мы узнаем, от чего оно происходит. Интересно, что во многих языках этимологические процессы могут быть устроены похожим образом. В испанском языке слово mañana можно перевести на русский как утро или завтра. Какое русское существительное может показать, что и в русском языке между этими словами есть связь? Один из способов перевести с татарского языка слово кичәвечер. Каким другим способом можно перевести это слово, если второй перевод на русский язык родственен первому переводу?
  25. 5. Как вам известно, значение слова можно узнать в толковом словаре. Одним из самых известных современных толковых словарей является Большой толковый словарь под редакцией С. А. Кузнецова.
  26. 6. Выберите верные утверждения про предложение:
  27. Олимпиада по русскому языку 9 класс
  28. 1. Когда иностранцы учат литовский язык, близкий родственник русского, одна из самых сложных вещей, с которыми им приходится столкнуться, — это акцентные парадигмы.Акцентная парадигма слова предсказывает, куда будет падать ударение в разных формах этого слова. Внешне слова могут выглядеть одинаково и относиться к одному и тому же склонению или спряжению, однако при изменении формы слова ударение будет вести себя по-разному.
  29. 2. Приведённые в задании акцентные парадигмы различаются тем, в каких формах ударение падает на окончание, а в каких на основу. Какие формы при этом не учитываются?
  30. 3. Некоторые существительные не имеют акцентной парадигмы. Выберите из списка такие существительные. В данном задании несколько верных ответов. Выберите все, которые вы считаете верными, но обратите внимание, что если выбран неверный и\или не выбран верный, балл снижается.
  31. 5. Заполните пропуски в тексте. Существительное чума имеет акцентную парадигму b, однако теоретически оно могло бы иметь акцентные парадигмы , если бы имело формы .
  32. 2. Какой из следующих циркумфиксов может быть синонимичен циркумфиксу выся?
  33. 3. Постфикс ся — единственная словообразовательная морфема в русском языке, которая следует после окончания. Дело в том, что по своему происхождению она восходит к полноценному слову. Какому? В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов. Например: олимпиада
  34. 3. Я на этом собаку съел
  35. 1. Сербский язык — близкий родственник русского языка.
  36. 2. Переведите фразеологизм “вук у јагњећој кожи” на русский язык. В качестве ответа укажите НЕ БОЛЕЕ 4 слов ЧЕРЕЗ пробел, БЕЗ знаков препинания и дополнительных символов, например: летняя база отдыха
  37. 4. К истокам слова Заполните пропуски в тексте, если известно, что все пропущенные слова имеют одинаковый исторический корень. Запишите все ответы в начальной форме (глаголы — в форме инфинитива, существительные — в форме именительного падежа единственного числа, прилагательные — в форме именительного падежа единственного числа мужского рода).
  38. Существительные ПРОПУСК 1 и ПРОПУСК 2 родственны, хотя почти ничто в их внешнем облике не выдаёт родство. Первое обозначает круглый предмет, использующийся для игр и в спорте, и связан с прилагательным ПРОПУСК 3, одно из значений которого описывает свойство предмета, легко поддающегося изменению. Второе существительное обозначает продукт питания и связан с глаголом ПРОПУСК 4 — “давить”. В то же этимологическое гнездо входит ПРОПУСК 5 — слово, которое может, например, обозначать часть плодов или ягод.
  39. 5. X говорит Y-у
  40. Догадайтесь, какой глагол соответствует первой паре определений. Запишите ответ в начальной форме одним словом БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов. Например: читать
  41. Олимпиада по русскому языку 10-11 класс
  42. 1. Когда иностранцы учат литовский язык, близкий родственник русского, одна из самых сложных вещей, с которыми им приходится столкнуться, — это акцентные парадигмы.
  43. 2. Заполните пропуски в тексте. В каждом пропуске из выпадающего списка выберите один верный ответ. Приведённые в задании акцентные парадигмы различаются тем, в каких формах ударение падает на окончание, а в каких на основу. При этом не учитываются . Большинство существительных русского языка имеют одну из шести приведённых схем ударений (акцентных парадигм), однако существуют и исключения. Так, существительное вошь имеет акцентную парадигму , но в форме   ударение падает не на , а на . Существительное сад имеет акцентную парадигму , однако у него есть особая форма, в которой, вопреки ожидаемому ударению на , ударение падает на . Такую форму обычно называют . А вот особая  форма, похожая на форму родительного падежа, но с ударением на , есть у существительного.
  44. Соотнесите циркумфиксы, распространённые в русском языке, и их значения.
  45. Какой из следующих циркумфиксов может быть синонимичен циркумфиксу из-..ся?
  46. Постфикс -ся — единственная словообразовательная морфема в русском языке, которая следует после окончания. Дело в том, что по своему происхождению она восходит к полноценному слову. Какому? В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов. Например: олимпиада
  47. В каких словах постфикс -ся имеет то же значение, что и слово, от которого он образовался? Выберите ВСЕ, которые вы считаете верными, но обратите внимание, что если выбран неверный и\или не выбран верный, балл снижается.
  48. Какое местоимение синонимично постфиксу -ся в слове обниматься? В качестве ответа укажите НЕ БОЛЕЕ 2 слов ЧЕРЕЗ пробел, БЕЗ знаков препинания и дополнительных символов, например: осенняя соната
  49. Выберите верные утверждения. Выберите ВСЕ, которые вы считаете верными, но обратите внимание, что если выбрано неверное утверждение и\или не выбрано верное, балл снижается.
  50. 3. Я на этом собаку съел 1. Загаданные ниже три фразеологизма устроены так, что последнее слово первого фразеологизма является первым словом второго, а последнее слово второго — первым словом третьего.
  51. 4. К истокам слова
  52. 5. X говорит Y-у

Олимпиада по русскому языку 4 класс

1. В русском языке соответствия между буквами и звуками не всегда устанавливаются просто. Слово город, например, мы произносим как [го́рат], а слово отжать — как [аджа́т’]. Иногда из звуков, которые составляют слово, можно составить совершенно другие слова. Какое существительное, обозначающее животное, можно составить из звуков слова торг?

Ответ: крот

Какой глагол можно составить из звуков слова ель? Указание: глагол может быть в любой форме.

Ответ: ел

2. Перед вами несколько слов с суффиксом -ин. Подберите к ним пару, опираясь на значение суффикса -ин.

графиня — сударыня
осетрина — конина
домина — лапина
соломина — картофелина

3. Антонимами могут быть не только слова одной части речи, но и устойчивые выражения.
Вспомните, что значат данные фразеологизмы, и подберите к ним антонимы.

Язык проглотить
С гулькин нос
Сломя голову
Работать в поте лица
*Перетащите элементы на пустые поля сверху
Бить баклуши
Пруд пруди
Нога за ногу
Чесать языком

Ответ: 

Язык проглотить — Чесать языком (замолчать/болтать)
С гулькин нос — Пруд пруди (очень мало/очень много)
Сломя голову — Нога за ногу (быстро/медленно)
Работать в поте лица — Бить баклуши (усердно трудиться/бездельничать)

4. Разгадайте этимологическую загадку

Это есть у птиц, у самолётов, у зданий. Можно подумать, что это слово происходит от глагола со значением “покрывать”, но на самом деле оно родственно прилагательному “кривой”. Напишите загаданное существительное в форме единственного числа, именительного падежа.

Ответ: крыло

В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов. Например: олимпиада
Какое слово имеет тот же исторический корень, что прилагательное кривой и существительное, указанное вами в предыдущем вопросе?

крыша
крутить
крик
крыжовник
крыса
кривляться

Ответ: кривляться

5. Чешский и русский язык родственны. Это значит, что они произошли от одного древнего языка, поэтому между ними можно обнаружить много сходств. Соедините картинку и её название на чешском языке.
Указание: сочетание ch читается как х.

Женщина — žena
Змея — had
Овощи — zelenina
Стопа — chodidlo

Олимпиада по русскому языку 5-6 класс

1. В русском языке соответствия между буквами и звуками не всегда устанавливаются просто. Слово город, например, мы произносим как [го́рат], а слово отжать — как [аджа́т’]. Иногда из звуков, которые составляют слово, можно составить совершенно другие слова. Существительное клуб состоит из тех же звуков, из которых состоит существительное, обозначающее сельскохозяйственный инструмент. Запишите это существительное согласно орфографической норме русского языка.

Ответ: Плуг

Существительное гриб состоит из тех же звуков, из которых состоит существительное, обозначающее вирусную болезнь. Запишите это существительное согласно орфографической норме русского языка.

Ответ: Грипп

2. Суффиксы в русском языке могут иметь разные значения. Например, суффикс -ик может иметь значение “маленький”: столик — это маленький стол.
Перед вами несколько слов с суффиксом -ин. Подберите к ним пару, опираясь на значение суффикса -ин.

графиня — монахиня
осетрина — лососина
домина — холодина
соломина — макаронина
толщина — тишина
грузин — татарин

Подумайте, от каких слов образованы данные слова, и скажите, какое из них будет отличаться от других.

макаронина
лососина
монахиня
тишина
холодина
татарин

Ответ: макаронина

С помощью суффикса ин регулярно образуются названия мяса. Выделение этого суффикса в одном из таких названий позволяет обнаружить, как раньше обозначался крупный рогатый скот. Напишите слово, обозначающее это мясо. В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов.

Ответ: говядина

3. Расшифруйте фразеологизм, опираясь на значения составляющих его слов.

1 слово — домашнее животное с повадками хищника, истребляющее мышей и крыс, самец.
2 слово — предлог, чаще всего обозначающий нахождение внутри чего-либо или движение внутрь чего-либо.
3 слово — вместилище для хранения и перевозки сыпучих тел, мелких предметов и т.п., сделанное из ткани.

Ответ: Кот в мешке

4. Однокоренными словами мы называем слова, имеющие одинаковые корни: например, кот и котик, одеть и раздеть, учёба и учиться. Иногда в ходе развития языка и значения слов, и их внешний облик, настолько меняются, что сложно понять, что они содержат исторически одинаковые корни. Например, слова рыжий и русый имеют одинаковый исторический корень, обозначающий цвет.

Опираясь на сходство значений слов в каждой паре, выберите две пары слов, имеющих одинаковый исторический корень.
копейка — копать
привычка — навык
кора — корова
зеркало — зрение
меч — мешок

5. Чешский и русский язык родственны. Это значит, что они произошли от одного древнего языка, поэтому между ними можно обнаружить много сходств. Соедините картинку и её название на чешском языке.
Указание: сочетание ch читается как х.

Палец — prst
Лимон — citrón
Газон — trávník
Лестница — schody

6. Соедините предложения, имеющие одинаковый набор членов предложения (одинаковое количество подлежащих, сказуемых, дополнений, определений и обстоятельств).

  • Маленькая девочка нарисовала цветок в альбоме. — Розы на бабушкиной клумбе понравились дедушке. (Подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство)
  • Внезапно запахло мамиными сладкими духами. — Сегодня ветер дует с севера на юг. (Обстоятельство, сказуемое, дополнение, определение)
  • Я буду думать о тебе всегда. — Вася позвонит бабушке в выходные. (Подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство)
  • Нашу машину трясло на неровной дороге. — До школы я сегодня быстро добежал. (Подлежащее, сказуемое, обстоятельство, определение)

Олимпиада по русскому языку 7-8 класс

1. В русском языке соответствия между буквами и звуками не всегда устанавливаются просто. Слово город, например, мы произносим как [го́рат], а слово отжать — как [аджа́т’]. Какое слово можно составить из звуков слова отъезжать, если каждый звук можно использовать только раз? [атй’иж:а́т’

тета
яд
тоже
азот
ёж
дать

Ответ: яд

Восстановите два слова, состоящие из одних и тех же звуков, если известно, что первое обозначает наружный покров, а второе — повреждение наружного покрова. В качестве ответа укажите ДВА слова, запишите их через запятую в алфавитном порядке. Например: олимпиада, прыжок.

Ответ: кожа, ожег

Как называются пары слов, состоящие из одних и тех же элементов (букв или звуков)? В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов. Например: олимпиада

Ответ: омофоны

2. Столик — это маленький стол
Какое слово отличается от других по морфемной структуре?

горчинка
тропинка
пылинка
травинка
горошинка

Ответ: горошинка

Словообразовательной моделью называют схему образования нового слова, которая включает в себя частеречную принадлежность производящей основы, а также словообразовательную морфему и её значение. Какое из слов образовано не по той же словообразовательной модели, что остальные?

тропинка
травинка
горчинка

Ответ: горчинка

3. Расшифруйте фразеологизм, опираясь на значения составляющих его слов.

1 слово — помещать внутрь;
2 слово — деревянные, как правило, круглые в поперечном сечении предметы;
3 слово — предлог, чаще всего обозначающий местонахождение или направление;
4 слово — круглые плоские детали, закрепляемые на оси и способные вращаться.
В качестве ответа укажите НЕ БОЛЕЕ 4 слов ЧЕРЕЗ пробел, БЕЗ знаков препинания и дополнительных символов, например: летняя база в лесу

Выберите значение этого фразеологизма.

Стараться
Мешать
Быстро перемещаться
Тратить деньги
Учиться
Болтать

Ответ: Вставлять палки в колеса

4. Этимологией называют науку о происхождении слов. Когда мы изучаем этимологию слова, мы узнаем, от чего оно происходит. Интересно, что во многих языках этимологические процессы могут быть устроены похожим образом. В испанском языке слово mañana можно перевести на русский как утро или завтра. Какое русское существительное может показать, что и в русском языке между этими словами есть связь? Один из способов перевести с татарского языка слово кичәвечер. Каким другим способом можно перевести это слово, если второй перевод на русский язык родственен первому переводу?

5. Как вам известно, значение слова можно узнать в толковом словаре. Одним из самых известных современных толковых словарей является Большой толковый словарь под редакцией С. А. Кузнецова.

В конце века вышел очень необычный толковый словарь, который не просто описывает значение слов, но и указывает на их морфологические, синтаксические и семантические свойства. Этот словарь называется толково-комбинаторным, а его редакторами являются И. А. Мельчук и А.К. Жолковский.

Перед вами определения из словаря Кузнецова, а также в перепутанном порядке определения из толково-комбинаторного словаря. Установите правильные соответствия.  Общепризнанное значение, влияние.

  • Попросить прийти куда-либо или занять место где-либо. — Х просит Y-а или предлагает Y-у, чтобы Y производил действия Z в месте W, (где живёт человек P,) и Х сообщает Y-у, что Х каузирует возможность того, чтобы Y делал Z.
  • Общепризнанное значение, влияние. — Статус человека X среди людей Y, при котором Y-и считают, что необходимо считаться с суждениями X-а о Z-е, поскольку Y-и считают, что суждения X-а о Z-е обычно истинны.
  • Подвергнуть аресту. — Орган власти (в лице своего представителя) Х или люди Х, претендующие на власть, лишают человека Y свободы за его действия Z или с целью предупредить нежелательные для Х-а действия Y-а.
  • Не умеющий читать и писать; неграмотный. — [Х] неграмотный, и говорящий считает, что это плохо характеризует Х-а.

Догадайтесь, какое прилагательное соответствует четвёртой паре определений. Запишите ответ в начальной форме одним словом БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов. Например: олимпиада

6. Выберите верные утверждения про предложение:

Если письмо Гриши не найдётся, мы все погибли.

Предложение содержит две грамматические основы.
Одно из сказуемых включает в себя местоимение.
Предложение содержит один переходный глагол.
Если заменить форму одного из глаголов в данном предложении на форму другого грамматического времени, значение предложения не изменится.
В предложении нет дополнений.
В предложении нет определений.

Ответ: Предложение содержит две грамматические основы. В предложении нет дополнений.

Олимпиада по русскому языку 9 класс

1. Когда иностранцы учат литовский язык, близкий родственник русского, одна из самых сложных вещей, с которыми им приходится столкнуться, — это акцентные парадигмы.Акцентная парадигма слова предсказывает, куда будет падать ударение в разных формах этого слова. Внешне слова могут выглядеть одинаково и относиться к одному и тому же склонению или спряжению, однако при изменении формы слова ударение будет вести себя по-разному.

Например, слова bókštas ‘башня’ и kálnas ‘гора’ относятся к первому склонению и во всех падежах имеют одинаковые окончания, но в дательном падеже множественного числа у слова ‘башня’ ударение будет падать на основу bókštams, а у слова ‘гора’ — на окончание kalnáms.
Оказывается, в русском языке тоже есть акцентные парадигмы, хотя носители этого не замечают. А вот иностранцам их приходится учить.
Перед вами несколько слов, относящихся к разным акцентным парадигмам (от a до f). Подберите к ним пару — слово, которое относится к той же акцентной парадигме.
a. ящик
b. ловец
c. приз
d. стекло
e. зуб
f. губа

дупло
вожжа
соленье
кисть
море
стол

Ответ: ящик-СТОЛ, ловец-ВОЖЖА, приз-КИСТЬ, стекло-дупло, зуб-губа, губа-море

2. Приведённые в задании акцентные парадигмы различаются тем, в каких формах ударение падает на окончание, а в каких на основу. Какие формы при этом не учитываются?

формы винительного падежа
формы единственного числа
формы с нулевым окончанием
формы множественного числа
формы творительного падежа

Ответ: формы винительного падежа

3. Некоторые существительные не имеют акцентной парадигмы. Выберите из списка такие существительные. В данном задании несколько верных ответов. Выберите все, которые вы считаете верными, но обратите внимание, что если выбран неверный и\или не выбран верный, балл снижается.

рандеву
кофе
дерево
класс
книга
музей
такси

Ответ: рандеву, кофе, такси

4. Как называются такие существительные? Запишите ответ одним прилагательным в форме именительного падежа множественного числа. Укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов. Например: весёлые

Ответ: несклоняемые

5. Заполните пропуски в тексте. Существительное чума имеет акцентную парадигму b, однако теоретически оно могло бы иметь акцентные парадигмы , если бы имело формы .

Ответ: d или e, множественного числа

2. Приставка + суффикс = циркумфикс
1. Циркумфиксом называют морфему, состоящую из приставки и суффикса, которые совместно выражают какое-либо значение. Они распространены, например, в немецком языке, где циркумфикс ge-…-t выражает значение причастия: spiel-en “играть”, ge-spiel-t “игранный, сыгранный”.
В русском языке циркумфиксами можно назвать сочетания разных приставок и постфикса -ся, которые, присоединясь к глагольной основе, могут выражать разные значения, не выводящиеся при этом только из значения приставки или постфикса.
Соотнесите циркумфиксы, распространённые в русском языке, и их значения.
вы-…-ся
раз-…-ся
в-…-ся
у-…-ся

Ответ: вы-…-ся (полностью совершить), раз-…-ся (достигнуть интенсивности), в-…-ся (вникнуть), у-…-ся (устроиться)

Начав действие, названное мотивирующим глаголом, достигнуть большой интенсивности этого действия.
Углубиться, вникнуть во что-н. с помощью действия, названного мотивирующим глаголом, или свыкнуться, освоиться с этим действием.
Основательно, удобно или надолго разместиться, устроиться где-н. посредством действия, названного мотивирующим глаголом.
За длительное время, полностью совершить действие, названное мотивирующим глаголом; иногда также приобрести или утратить какие-н. свойства в результате этого действия.

2. Какой из следующих циркумфиксов может быть синонимичен циркумфиксу выся?

об-…-ся
из-…-ся
на-…ся

3. Постфикс ся — единственная словообразовательная морфема в русском языке, которая следует после окончания. Дело в том, что по своему происхождению она восходит к полноценному слову. Какому? В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов. Например: олимпиада

3. Я на этом собаку съел

1. Сербский язык — близкий родственник русского языка.

Соотнесите фразеологизмы на сербском языке и их значения.

* и вук сит и овце на броју — о чём-то выгодном для обеих сторон
* седети на две столице — стремиться достичь нескольких целей, что может привести к неудаче
* не дирај лава док спава — не создавай неприятностей самому себе
* вук у јагњећој кожи — волк в овечьей шкуре

2. Переведите фразеологизм “вук у јагњећој кожи” на русский язык. В качестве ответа укажите НЕ БОЛЕЕ 4 слов ЧЕРЕЗ пробел, БЕЗ знаков препинания и дополнительных символов, например: летняя база отдыха

Ответ: Волк в овечьей шкуре

4. К истокам слова Заполните пропуски в тексте, если известно, что все пропущенные слова имеют одинаковый исторический корень. Запишите все ответы в начальной форме (глаголы — в форме инфинитива, существительные — в форме именительного падежа единственного числа, прилагательные — в форме именительного падежа единственного числа мужского рода).

Существительные ПРОПУСК 1 и ПРОПУСК 2 родственны, хотя почти ничто в их внешнем облике не выдаёт родство. Первое обозначает круглый предмет, использующийся для игр и в спорте, и связан с прилагательным ПРОПУСК 3, одно из значений которого описывает свойство предмета, легко поддающегося изменению. Второе существительное обозначает продукт питания и связан с глаголом ПРОПУСК 4 — “давить”. В то же этимологическое гнездо входит ПРОПУСК 5 — слово, которое может, например, обозначать часть плодов или ягод.

Ответ:

Существительные МЯЧ и МЯКОТЬ родственны, хотя почти ничто в их внешнем облике не выдаёт родство. Первое обозначает круглый предмет, использующийся для игр и в спорте, и связан с прилагательным МЯГКИЙ, одно из значений которого описывает свойство предмета, легко поддающегося изменению. Второе существительное обозначает продукт питания и связан с глаголом МЯТЬ — “давить”. В то же этимологическое гнездо входит МЯК (мякоть) — слово, которое может, например, обозначать часть плодов или ягод.

5. X говорит Y-у

1. Как вам известно, значение слова можно узнать в толковом словаре. Одним из самых известных современных толковых словарей является Большой толковый словарь под редакцией С. А. Кузнецова. В конце  века вышел очень необычный толковый словарь, который не просто описывает значение слов, но и указывает на его морфологические, синтаксические и семантические свойства. Этот словарь называется толково-комбинаторным, а его редакторами являются И. А. Мельчук и А.К. Жолковский. Перед вами определения из словаря Кузнецова, а также в перепутанном порядке определения из толково-комбинаторного словаря.
Установите правильные соответствия.
Считать виноватым, виновным в чём-л.
Дать — давать какое-л. обещание, обязаться — обязываться сделать что-л., поступить каким-л. образом. Рассказать о ком-, чём-л. в письменной или устной форме, изобразить средствами языка.

Х сообщает Z-у, что будет иметь место Y, который существенно касается Z-а и который зависит от Х-а, и что Х готов приложить усилия с целью каузировать Y.
Х каузирует посредством текста W достаточно подробный и наглядный образ Y-а с целью каузировать2 то, что Z воспринимает этот образ.
X утверждает (, обращаясь к W-у), что Y совершил действие Z или имеет свойство Z, что является нарушением социальных или моральных норм.

Ответ:

  • Считать виноватым, виновным в чём-л. — X утверждает (, обращаясь к W-у), что Y совершил действие Z или имеет свойство Z, что является нарушением социальных или моральных норм.
  • Дать — давать какое-л. обещание, обязаться — обязываться сделать что-л., поступить каким-л. образом. — Х сообщает Z-у, что будет иметь место Y, который существенно касается Z-а и который зависит от Х-а, и что Х готов приложить усилия с целью каузировать Y.
  • Рассказать о ком-, чём-л. в письменной или устной форме, изобразить средствами языка. — Х каузирует посредством текста W достаточно подробный и наглядный образ Y-а с целью каузировать2 то, что Z воспринимает этот образ.

Догадайтесь, какой глагол соответствует первой паре определений. Запишите ответ в начальной форме одним словом БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов. Например: читать

Ответ: обвинять

3. Толково-комбинаторный словарь указывает, какие языковые единицы могут вставать на месте переменных обозначенных буквами. Например, одно из значений глагола бороться следующее: ‘Х прилагает много усилий с целью ликвидировать ситуацию Y’. Толково-комбинаторный словарь указывает, что на месте Y могут стоять следующие языковые единицы: 1. с СУЩтв; 2. против СУЩрод. Выберите ВСЕ языковые единицы, которые могут стоять на месте Z при глаголе, соответствующем первой паре определений.

за СУЩрод
в том, что ПРЕДЛОЖЕНИЕ
в СУЩпр
против СУЩрод
как ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Ответ: за СУЩрод

Олимпиада по русскому языку 10-11 класс

1. Когда иностранцы учат литовский язык, близкий родственник русского, одна из самых сложных вещей, с которыми им приходится столкнуться, — это акцентные парадигмы.

Акцентная парадигма слова предсказывает, куда будет падать ударение в разных формах этого слова. Внешне слова могут выглядеть одинаково и относиться к одному и тому же склонению или спряжению, однако при изменении формы слова ударение будет вести себя по-разному. Например, слова bókštas ‘башня’ и kálnas ‘гора’ относятся к первому склонению и во всех падежах имеют одинаковые окончания, но в дательном падеже множественного числа у слова ‘башня’ ударение будет падать на основу bókštams, а у слова ‘гора’ — на окончание kalnáms.
Оказывается, в русском языке тоже есть акцентные парадигмы, хотя носители этого не замечают.  А вот иностранцам их приходится учить.
Перед вами несколько слов, относящихся к разным акцентным парадигмам (от a до f). Подберите к ним пару — слово, которое относится к той же акцентной парадигме.
a. ящик
b. ловец
c. приз
d. стекло
e. зуб
f. губа

вожжа
соленье
море
кисть
стол
дупло

Ответ: ящик-стол, ловец-кисть, приз-море, стекло-соленье, зуб-дупло, губа-вожжа

2. Заполните пропуски в тексте. В каждом пропуске из выпадающего списка выберите один верный ответ. Приведённые в задании акцентные парадигмы различаются тем, в каких формах ударение падает на окончание, а в каких на основу. При этом не учитываются . Большинство существительных русского языка имеют одну из шести приведённых схем ударений (акцентных парадигм), однако существуют и исключения. Так, существительное вошь имеет акцентную парадигму , но в форме   ударение падает не на , а на . Существительное сад имеет акцентную парадигму , однако у него есть особая форма, в которой, вопреки ожидаемому ударению на , ударение падает на . Такую форму обычно называют . А вот особая  форма, похожая на форму родительного падежа, но с ударением на , есть у существительного.

Ответ: формы множественного числа , a, родительного падежа множественного числа,  основу, окончание, a , основу , окончание , местной, окончание, час.

2. X + Y = циркумфикс
1. Циркумфиксом называют морфему, состоящую из приставки и суффикса, которые совместно выражают какое-либо значение. Они распространены, например, в немецком языке, где циркумфикс ge-…-t выражает значение причастия: spiel-en “играть”, ge-spiel-t “игранный, сыгранный”.
В русском языке циркумфиксами можно назвать сочетания разных приставок и постфикса -ся, которые, присоединясь к глагольной основе, могут выражать разные значения, не выводящиеся при этом только из значения приставки или постфикса.
Впишите названия этих морфем в алфавитном порядке через запятую.
В качестве ответа укажите НЕ БОЛЕЕ 2 слов в именительном падеже ЧЕРЕЗ запятую и один пробел, например: олимпиада, оценка

Ответ: постфикс, приставка

Соотнесите циркумфиксы, распространённые в русском языке, и их значения.

на-…-ся
до-…-ся
из-…-ся
о-…-ся
Неверно, ошибочно, неудачно совершить действие, названное мотивирующим глаголом.
Дойти до нежелательного состояния (утомления, негодности, исчерпанности), приобрести или утратить определенные качества, способности или привычки в результате частого, длительного или интенсивного совершения действия, названного мотивирующим глаголом.
Довести себя до неприятных последствий путем интенсивного совершения действия, названного мотивирующим глаголом.
Значение полного удовлетворения или пресыщенности действием.

Ответ:  На…ся — Значение полного удовлетворения или пресыщенности действием (наесться, наработаться). Про…ся — Довести себя до неприятных последствий… (пропрошайничаться, проиграться). До…ся — Дойти до нежелательного состояния… (достаться, добегаться). Из…ся — Неверно, ошибочно, неудачно совершить действие…  (издеваться, измучиться — но значение больше подходит под «достать себя действием»).

Какой из следующих циркумфиксов может быть синонимичен циркумфиксу из-..ся?

вз-…-ся
на-…-ся
у-…-ся

Ответ: вз-…-ся

Постфикс -ся — единственная словообразовательная морфема в русском языке, которая следует после окончания. Дело в том, что по своему происхождению она восходит к полноценному слову. Какому? В качестве ответа укажите ОДНО слово БЕЗ пробелов, знаков препинания и дополнительных символов. Например: олимпиада

В каких словах постфикс -ся имеет то же значение, что и слово, от которого он образовался? Выберите ВСЕ, которые вы считаете верными, но обратите внимание, что если выбран неверный и\или не выбран верный, балл снижается.

смеяться
обниматься
одеваться
запасаться
расчёсываться
отлучиться

Ответ: обниматься, расчёсываться

Какое местоимение синонимично постфиксу -ся в слове обниматься? В качестве ответа укажите НЕ БОЛЕЕ 2 слов ЧЕРЕЗ пробел, БЕЗ знаков препинания и дополнительных символов, например: осенняя соната

Ответ: себя

Выберите верные утверждения. Выберите ВСЕ, которые вы считаете верными, но обратите внимание, что если выбрано неверное утверждение и\или не выбрано верное, балл снижается.

  • Постфикс ся всегда пишется в деепричастиях.
  • Постфикс сь всегда пишется в причастиях.
  • В глаголах и деепричастиях постфикс ся пишется после согласных, а постфикс сь — после гласных.
  • Постфикс ся имеет вариант сь.

3. Я на этом собаку съел 1. Загаданные ниже три фразеологизма устроены так, что последнее слово первого фразеологизма является первым словом второго, а последнее слово второго — первым словом третьего.

Например,
1) дать взятку
2) жить в бедности
Ответ 1: давать на лапу
Ответ 2: лапу сосать

Ответ: 

1. очень быстро, стремительно (2 слова)
Сломя голову

2. впасть в уныние, отчаяние, грустить, тосковать (2 слова)
Пасть духом

3. закончить спортивную карьеру (3 слова)
Уйти из спорта 

4. К истокам слова

Заполните пропуски в тексте, если известно, что все пропущенные слова имеют одинаковый исторический корень. Запишите все ответы в начальной форме (глаголы — в форме инфинитива, существительные — в форме именительного падежа единственного числа, прилагательные — в форме именительного падежа единственного числа мужского рода).
1. Глагол ПРОПУСК 1 имеет разные значения, но чаще всего связан с движением воздуха. Когда ветер осуществляет подобное лёгкое движение, мы говорим ПРОПУСК 2 ветра. ПРОПУСК 3 — это причастие, которое можно использовать, например, со словом шарик, если заполнили его воздухом. То же прилагательное можно использовать для описания сердитого, обиженного человека, а также высокомерного и напыщенного. Другое прилагательное ПРОПУСК 4, совсем не похожее внешне на ПРОПУСК 3, имеет схожее значение и обозначает человека, смотрящего на других пренебрежительно и свысока. Когда кто-то обижается, это можно описать возвратным глаголом ПРОПУСК 5.  Может показаться, что ПРОПУСК 6 так называется, потому что находится под определённой частью тела человека, но на самом деле ПРОПУСК 6 входит в то же этимологическое гнездо, что и все слова данного задания. Тот же этимологический корень имеют и ПРОПУСК 7 — выходное отверстие ствола огнестрельного оружия — и ПРОПУСК 8 — травянистое растение, соцветия и семена которого легко разносятся ветром.

Ответ:

Глагол ДУТЬ имеет разные значения, но чаще всего связан с движением воздуха. Когда ветер осуществляет подобное лёгкое движение, мы говорим ДУНОВЕНИЕ ветра. ДУТЫЙ — это причастие, которое можно использовать, например, со словом шарик, если заполнили его воздухом. То же прилагательное можно использовать для описания сердитого, обиженного человека, а также высокомерного и напыщенного. Другое прилагательное НАДУТЫЙ, совсем не похожее внешне на ДУТЫЙ, имеет схожее значение и обозначает человека, смотрящего на других пренебрежительно и свысока. Когда кто-то обижается, это можно описать возвратным глаголом НАДУВАТЬСЯ. Может показаться, что ДУПЛО так называется, потому что находится под определённой частью тела человека, но на самом деле ДУПЛО входит в то же этимологическое гнездо, что и все слова данного задания. Тот же этимологический корень имеют и ДУЛО — выходное отверстие ствола огнестрельного оружия — и ОДУВАНЧИК — травянистое растение, соцветия и семена которого легко разносятся ветром.

5. X говорит Y-у

Как вам известно, значение слова можно узнать в толковом словаре. В конце 20 века вышел очень необычный толковый словарь, который не просто описывает значение слов, но и указывает на его морфологические, синтаксические и семантические свойства. Этот словарь называется толково-комбинаторным, а его редакторами являются И. А. Мельчук и А.К. Жолковский.
1. Перед вами определение некоторого слова, взятое из толково-комбинаторного словаря:
«Х пытается получить научную информацию о ситуации Z(Y) посредством того, что Х, создавая контролируемые условия, производит действия Z с сущностью Y или каузирует то, что Y производит действия Z, и при этом наблюдает Y».
Догадайтесь, какое это слово и запишите ответ в начальной форме.

Ответ: экспериментировать

2. Толково-комбинаторный словарь указывает, какие языковые единицы могут вставать на месте переменных обозначенных буквами. Например, одно из значений глагола бороться следующее: ‘Х прилагает много усилий с целью ликвидировать ситуацию Y’. Толково-комбинаторный словарь указывает, что на месте Y могут стоять следующие языковые единицы: 1. с СУЩтв; 2. против СУЩрод. Выберите, какие языковые единицы могут стоять на месте Y при определённом вами в вопросе 1 глаголе.
о СУЩпр
над СУЩтв
как ПРЕДЛОЖЕНИЕ
на СУЩпр
под СУЩтв
с СУЩтв
из-за СУЩрод

3. Одна из особенностей толково-комбинаторного словаря состоит в том, что для большинства слов указываются их лексические корреляты, получаемые в результате применения различных функций. Например, функция MAGN приводит слова, которые, сочетаясь с лексемой, приведённой в словарной статье, усиливают её значение. Например, MAGN (брюнет) = жгучий; MAGN (дождь) = проливной. Заполните пропуск так, чтобы получилось устойчивое выражение (первая буква слова дана): MAGN (тишина) = г______

Ответ: гробовая

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё о функциональной грамотности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: