- 1. Прочитайте текст и выполните задание к нему.
- Дан список слов, каждое из которых является исторически однокоренным к одному из выделенных в тексте слов. Соотнесите каждое выделенное слово в тексте с его исторически однокоренным словом из списка.
- 2. Прочитайте текст и выполните задание. Женщины спешат по мокрому тротуару. Их лёгкие пальто уже совсем промокли. Листья, которые срывают с деревьев порывы ветра, кружатся в воздухе осенним вихрем. Природа постепенно засыпает. И только воспоминания об ушедших летних днях всё ещё яркие, словно цветные картинки в альбоме. Каждый из прохожих мечтает о горячем чае и торопится скрыться от этой промозглой погоды. Здания очень мрачные в такой дождливый день. Небо затянуто свинцовыми тучами, и солнца не видно даже в просветах.
- 3. Представьте, что существует агентство, которое рекламирует части речи. Прочитайте текст одной такой рекламы и выполните задания. Вы стесняетесь своих названий, имён, должностей? Не переживайте: анонимность – наш конёк! Мы сумеем рассказать о Вашем количестве, лице, роде и падеже, не называя Вас по имени. Мы можем говорить о Вас весь день, не повторяясь, и уважительно отнестись к Вашей персоне, а к Вашим соперникам – не очень. Используйте нас чаще, Ваши _
- В тексте употреблено существительное Х, в котором исторически выделяется корень греческого происхождения со значением «имя». Этот же корень мы встречаем в целом ряде лингвистических терминов
- 4. Соотнесите термины, содержащие искомый корень, с их значениями.
- Какое слово из текста исторически родственно порядковому числительному (это такие числительные, которые называют порядок предметов при счёте: первый, пятый, десятый…)?
- 5. Давайте вспомним с вами замечательный мультсериал «Приключения Лунтика и его друзей». Там много действующих лиц. Найдите среди перечисленных персонажей мультфильма такие имена, которые образованы при помощи суффикса от существующих в русском языке слов.
- 6. Перед вами кроссворд, который составил учитель, чтобы проверить знания школьников в области фразеологии. Он заметил, что есть много фразеологизмов, в которые входит одно и то же слово, и разделил фразеологизмы на блоки так, чтобы в каждом из блоков 1–4 во всех фразеологизмах внутри блока содержалось общее слово. Он попросил нейросеть проиллюстрировать фразеологизмы внутри каждого из блоков. Затем он составил кроссворд, содержащий общее слово для каждого из фразеологизмов из блоков 1–4. Впишите в кроссворд общее слово из каждого блока, следуя указаниям ниже.
- 7. В русском языке есть прилагательные, обозначающие некоторый признак, который условно можно расположить на шкале «больше – меньше». Какое грамматическое свойство следует из значения таких прилагательных?
1. Прочитайте текст и выполните задание к нему.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
А. С. Пушкин «Осень». Отрывок
Дан список слов, каждое из которых является исторически однокоренным к одному из выделенных в тексте слов. Соотнесите каждое выделенное слово в тексте с его исторически однокоренным словом из списка.
усыпальница
простуда
холодильник
природа
воздухоплавание
степень
Ответ: наступил — степень, роща — природа, дохнул — воздухоплавание, хлад — холодильник, застыл — простуда уснувшие — усыпальница
2. Прочитайте текст и выполните задание. Женщины спешат по мокрому тротуару. Их лёгкие пальто уже совсем промокли. Листья, которые срывают с деревьев порывы ветра, кружатся в воздухе осенним вихрем. Природа постепенно засыпает. И только воспоминания об ушедших летних днях всё ещё яркие, словно цветные картинки в альбоме. Каждый из прохожих мечтает о горячем чае и торопится скрыться от этой промозглой погоды. Здания очень мрачные в такой дождливый день. Небо затянуто свинцовыми тучами, и солнца не видно даже в просветах.
Один ученик решил выписывать из текста в таблицу грамматические основы предложений, но только такие, в которых оба главных члена предложения стоят в форме множественного числа. В результате у него получилась такая таблица.

Подлежащее
женщины
листья
воспоминания
здания
Сказуемое
спешат
срывают
яркие
мрачные
1. Найдите ошибку в графе «Сказуемое» таблицы, исправьте её и напишите верное слово
Ответ: листья кружатся
2. Заполните пропуски (1) и (2) грамматической основой из 2-го предложения (выделено в тексте).
Ответ: пальто промокли
3. Представьте, что существует агентство, которое рекламирует части речи. Прочитайте текст одной такой рекламы и выполните задания. Вы стесняетесь своих названий, имён, должностей? Не переживайте: анонимность – наш конёк! Мы сумеем рассказать о Вашем количестве, лице, роде и падеже, не называя Вас по имени. Мы можем говорить о Вас весь день, не повторяясь, и уважительно отнестись к Вашей персоне, а к Вашим соперникам – не очень. Используйте нас чаще, Ваши _
Название какой части речи пропущено в конце текста?
существительные
прилагательные
местоимения
числительные
глаголы
наречия
Ответ: местоимения
В тексте употреблено существительное Х, в котором исторически выделяется корень греческого происхождения со значением «имя». Этот же корень мы встречаем в целом ряде лингвистических терминов
Какое слово является словом Х?
используйте
стесняетесь
названий
имён
должностей
переживайте
анонимность
конёк
количестве
падеже
повторяясь
уважительно
персоне
соперникам
Ответ: анонимность
4. Соотнесите термины, содержащие искомый корень, с их значениями.
| Термины | Значения |
| Синонимы | Слова одной части речи, противоположные по лексическому значению |
| Зоонимы | Слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют совершенно разные лексические значения |
| Топонимы | Слова одной части речи, близкие по лексическому значению |
| Антонимы | Имя собственное для любого места на планете |
| Омонимы | Клички животных |
Ответ:
Синонимы — Слова одной части речи, близкие по лексическому значению.
Зоонимы — Клички животных.
Топонимы — Имя собственное для любого места на планете.
Антонимы — Слова одной части речи, противоположные по лексическому значению.
Омонимы — Слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют совершенно разные лексические значения.
Какое слово из текста исторически родственно порядковому числительному (это такие числительные, которые называют порядок предметов при счёте: первый, пятый, десятый…)?
используйте
стесняетесь
названий
имён
должностей
переживайте
анонимность
конёк
количестве
падеже
повторяясь
уважительно
персоне
соперникам
5. Давайте вспомним с вами замечательный мультсериал «Приключения Лунтика и его друзей». Там много действующих лиц. Найдите среди перечисленных персонажей мультфильма такие имена, которые образованы при помощи суффикса от существующих в русском языке слов.
Лунтик
Генерал Шер
Шнюк
Пчелёнок
Вупсень
Баба Капа
Запишите в начальной форме слова, от которых они образованы.
Ответ: а) лунтик, пчеленок б) луна, пчела
6. Перед вами кроссворд, который составил учитель, чтобы проверить знания школьников в области фразеологии. Он заметил, что есть много фразеологизмов, в которые входит одно и то же слово, и разделил фразеологизмы на блоки так, чтобы в каждом из блоков 1–4 во всех фразеологизмах внутри блока содержалось общее слово. Он попросил нейросеть проиллюстрировать фразеологизмы внутри каждого из блоков. Затем он составил кроссворд, содержащий общее слово для каждого из фразеологизмов из блоков 1–4. Впишите в кроссворд общее слово из каждого блока, следуя указаниям ниже.
1. Укажите в кроссворде общее слово (существительное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках А–В.
Ответ: Волк
2. Укажите в кроссворде общее слово (существительное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках Г–Е.
Ответ: Камень
3. Укажите в кроссворде общее слово (прилагательное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках Ж–И
Ответ: Золотой
4. Укажите в кроссворде общее слово (прилагательное в начальной форме) во всех фразеологизмах, проиллюстрированных на картинках К–М
Ответ: Красный
7. В русском языке есть прилагательные, обозначающие некоторый признак, который условно можно расположить на шкале «больше – меньше». Какое грамматическое свойство следует из значения таких прилагательных?
- Возможность обозначать принадлежность какому-то лицу.
- Наличие краткой формы.
- Возможность образовывать существительные, называющие качества, например «смелость, злость».
- Наличие степеней сравнения.
