Задания и ответы Олимпиада ВСОШ по Обществознанию 7 класс г. Москва

Содержание
  1. 1. Верны ли следующие утверждения?
  2. 2. Рассмотрите изображения и классифицируйте их, разделив на две равные группы. К группе 1 относится изображение А.
  3. 3. Решите логическую задачу.
  4. Задание 4. Решите правовую задачу. В Российской Федерации существует несколько видов юридической ответственности. Установите соответствие между ситуациями и видами ответственности, возлагаемой в соответствии с возникшими правоотношениями.
  5. Ответ:
  6. 5. Решите экономическую задачу. Сколько фигурок купит Пьер за 2 года при условии выбора работы, на которой его двухлетний доход будет наибольшим?
  7. 6. Выберите верные утверждения
  8. 7. Прочитайте текст и выполните задания. Укажите номер(-а) абзаца(-ев), в котором(-ых) упоминается термин, означающий влияние деятельности человека на окружающую среду.
  9. 8. Соотнесите абзацы текста и их возможные заголовки. Обратите внимание на то, что среди заголовков есть лишние
  10. 9. Укажите номер(-а) абзаца(-ев), в котором(-ых) упоминается исторический процесс перехода от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.
  11. 10. Укажите глобальные проблемы, связанные с процессами, описанными в тексте

1. Верны ли следующие утверждения?

  • Право собственности включает возможность владеть, пользоваться и распоряжаться объектом, поэтому домашнее животное в юридическом смысле не является собственностью его владельца.
  • Социальные нормы-запреты в структуре правовых норм находятся на более высокой ступени, чем социальные нормы-дозволения.
  • В постиндустриальном обществе трудовые и природные ресурсы дополняются информационными.
  • Монахи являются примером изменённого порядка иерархии потребностей, представленных в пирамиде А. Маслоу.
  • Эволюция общества всегда носит прогрессивный характер.

Ответ: верны 3 и 4.

2. Рассмотрите изображения и классифицируйте их, разделив на две равные группы. К группе 1 относится изображение А.

Ответ: Группа 1: А, Г, Д, З Группа 2: Б, В, Е, Ж

3. Решите логическую задачу.

Следуя основным законам логики, выберите все следствия, непосредственно вытекающие из нижеприведённых утверждений.

А. Все мурги, которые не тальки, умеют зенить.
Б. Ни один тальк не умеет зенить
.

Все мурги, которые умеют зенить, не тальки.

Все тальки не умеют зенить.

Некоторые тальки — мурги.

Некоторые мурги умеют зенить.

Все мурги умеют зенить.

Тот, кто зенит, — мург.

Тот, кто тальк, не может быть мургом.

Если мург не умеет зенить, он тальк.

Некоторые мурги — тальки.

Ни один мург не является тальком.

Ответ: Верные утверждения: Если мург не умеет зенить, он тальк. Все тальки не умеют зенить. Все мурги, которые умеют зенить, не тальки.

Задание 4. Решите правовую задачу. В Российской Федерации существует несколько видов юридической ответственности. Установите соответствие между ситуациями и видами ответственности, возлагаемой в соответствии с возникшими правоотношениями.

Ситуации

А) Из-за дождей я и Петька целую неделю не могли съездить на озеро. Но вчера утром он разбудил меня и крикнул:
— Едем! Погода!!
Я быстро оделся, положил бутерброды в Петькин нейлоновый пакет, и мы выбежали на улицу. До вокзала мы шли босиком по тёплым лужам, и последние пузыри, отражая нас, удивлённо таращились.

Около пригородных касс я неуверенно сказал Петьке:
— Может, возьмём билеты?..
Петька добродушно похлопал меня по спине:
— Ладно. Всё равно вагоны сейчас полупустые. А если хочешь, купи себе один билет, — добавил он ехидно.

Я уныло подумал, что один билет я, конечно, не куплю. Я не успел понять почему, но почувствовал, что сделать это невозможно…
Когда мы подошли к электричке, я заволновался и пугливо посмотрел по сторонам. Петька сказал:
— Чего ты вертишься? Иди спокойно, как будто у тебя сезонка.
(Юз Алешковский. Два билета на электричку)

Б) Старуха не отвечала ни слова.
Германн встал.
— Старая ведьма! — сказал он, стиснув зубы, — так я ж заставлю тебя отвечать…
С этим словом он вынул из кармана пистолет. При виде пистолета графиня во второй раз оказала сильное чувство. Она закивала головою и подняла руку, как бы заслоняясь от выстрела… Потом покатилась навзничь… и осталась недвижима.
— Перестаньте ребячиться, — сказал Германн, взяв её руку. — Спрашиваю в последний раз: хотите ли назначить мне ваши три карты? — да или нет?
Графиня не отвечала. Германн увидел, что она умерла.
(А. С. Пушкин. Пиковая дама)

В) А Герасим всё грёб да грёб. Вот уже Москва осталась назади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней. Он бросил вёсла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке — дно было залито водой, — и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал верёвкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел её на шею Муму, поднял её над рекой, в последний раз посмотрел на неё…
(И. А. Тургенев. Муму)

Г) — А вы, Иван Иванович, настоящий гусак.
Если бы Иван Никифорович не сказал этого слова, то они бы поспорили между собою и разошлись, как всегда, приятелями; но теперь произошло совсем другое. Иван Иванович весь вспыхнул.
— Что вы такое сказали, Иван Никифорович? — спросил он, возвысив голос.
— Я сказал, что вы похожи на гусака, Иван Иванович.
— Как же вы смели, сударь, позабыв и приличие, и уважение к чину и фамилии человека, обесчестить таким поносным именем?
— Что ж тут поносного? Да чего вы, в самом деле, так размахались руками, Иван Иванович?
— Я повторяю, как вы осмелились, в противность всех приличий, назвать меня гусаком?
(Н. В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем)

Д) Пищик: Человек, надо правду говорить… достойнейший… И моя Дашенька… тоже говорит, что… разные слова говорит. А всё-таки, многоуважаемая, одолжите мне… взаймы двести сорок рублей… завтра по закладной проценты платить…
Варя: Нету, нету!
Любовь Андреевна: У меня в самом деле нет ничего.
Пищик: Найдутся. Не теряю никогда надежды. Вот, думаю, уж всё пропало, погиб, ан глядь, — железная дорога по моей земле прошла, и… мне заплатили. А там, гляди, ещё что-нибудь случится не сегодня-завтра… Двести тысяч выиграет Дашенька… у неё билет есть.
(А. П. Чехов. Вишнёвый сад)

Ответ:

  • уголовная — Б, В
  • административная — А, Г
  • уголовно-правовая — Д

5. Решите экономическую задачу. Сколько фигурок купит Пьер за 2 года при условии выбора работы, на которой его двухлетний доход будет наибольшим?

У Пьера есть хобби — он коллекционирует фигурки конструктора, связанные с космосом. Все свободные деньги он тратит на приобретение новых фигурок для коллекции. Для поддержания хобби Пьер хочет устроиться на новую работу. В месяц он тратит на питание, проживание и прочие жизненно необходимые вещи 100 тысяч рублей. На первой возможной работе — крановщиком — ему предлагают заработную плату в размере 157 тысяч рублей в месяц.

Вторая возможная работа — землекопом — предполагает зарплату 835 тысяч рублей в полугодие. Если человек отработает землекопом год, то его зарплата на следующий год увеличивается на 25 процентов.

Третий вариант — работа на заводе, производящем циркули. В силу специфики работы начальная зарплата составляет 100 тысяч рублей в месяц и каждый месяц она увеличивается на 5 тысяч рублей.

Пьер планирует работать два года и все оставшиеся после уплаты обязательных расходов деньги тратить на покупку коллекционных фигурок. Одна такая фигурка в среднем стоит 5 тысяч рублей.

Ответ: Пьеру выгоднее всего работать крановщиком

Крановщик: 273 фигурки
Землекоп: 62 фигурки
Работник завода: 210 фигурок

6. Выберите верные утверждения

  • К 2025 году россияне полностью отказались от продукции зарубежных производителей.
  • Доля россиян, оценивающих продукты внутреннего производства как более качественные, за 30 лет уменьшилась на 25 процентов.
  • Проведённый опрос позволяет сделать неоспоримые выводы об уровне патриотизма опрошенных россиян.
  • Более половины опрошенных россиян в 2023 году отметили, что продукты отечественного производства не отличаются по качеству от зарубежных.
  • Среди опрошенных наблюдается тенденция роста тех, кто затрудняется в сравнении качества продукции российского и зарубежного производства.
  • Государство стало более активно поддерживать внутреннее производство, что привело к повышению качества отечественных продуктов.
  • Четверть респондентов в 2025 году не видит разницы между продуктами отечественного и зарубежного производства при равной цене.
  • За 30 лет доля респондентов, считающих отечественную продукцию более дешёвой, чем импортная, снизилась.
  • За 30 лет количество респондентов, не замечающих разницу в цене между зарубежными и отечественными продуктами, практически не изменилось.

7. Прочитайте текст и выполните задания. Укажите номер(-а) абзаца(-ев), в котором(-ых) упоминается термин, означающий влияние деятельности человека на окружающую среду.

(I) Воздействие человека на окружающую среду принимает глобальные масштабы. Благодаря промышленным революциям общество активно развивается, антропогенный фактор становится ведущим, и без его учёта невозможно понять и оценить, что ещё произойдёт с нашим общим домом. Уровнем человеческого влияния на окружающую среду определяется и то, как изменённая природа воздействует на дальнейшее развитие нашего общества. (II) По мнению учёного-географа В. А. Анучина, занимавшегося проблемами взаимодействия человека и природы на протяжении многих лет, существует три основных закона геосферы, с которыми человек просто не может не считаться: закон взаимообусловленности развития отдельных элементов геосферы, закон возрастающего воздействия человека на природную среду и закон возрастающей зависимости человека от природной среды.

(III) Чем больше мы воздействуем на природу, тем активнее она нам отвечает. И в большинстве случаев ответ оказывается весьма далёким от благоприятного: ухудшается экологическая ситуация, всё чаще происходят природные катастрофы. Судьба дальнейшего развития человечества зависит от того, насколько быстро будут найдены пути разрешения противоречий между ограниченными возможностями нашей биосферы и агрессивным по отношению к ней типом развития общества. (IV) В разное время и в разных культурах понятие роли и значимости окружающего мира для человека существенно отличалось. В период античности природа рассматривалась как подвижное, постоянно изменяющееся целое, при этом закономерное, организованное и совершенное. Человек в античной философии не противопоставлялся природе, а скорее был одной из его частей. Однако средневековая культура приобрела совершенно другое понимание природы. Человек стал восприниматься как вершина творения, наделённая душой, а весь окружающий мир стоит неизмеримо ниже него.

(V) В эпоху Возрождения отношение к природе снова меняется. Человек открывает для себя её красоту, видит в ней источник радости и наслаждения. Недаром в этот период времени появляется столько великолепных творений искусства, воспевающих красоту окружающего мира. (VI) Притом если смотреть правде в глаза, то так или иначе потребительское и высокомерное отношение к природе преобладало. Человек возомнил себя венцом творения, что позволило ему рассматривать природу только как объект своей активности, переделывая и перекраивая её в соответствии со своими нуждами. На заре цивилизации, в эпоху охоты и собирательства, человек полностью зависел от внешней среды. Он мог выжить, только присваивая готовые, данные ему природой продукты: плоды, ягоды, мясо и шкуры животных. Природа определяла все особенности жизни первобытного человека. На этапе возникновения земледелия и скотоводства произошёл переход от присваивающей экономики к производящей. Человек научился воздействовать на природу: вырубать леса под посевы, строить ирригационные системы.

(VII) Новый этап взаимоотношений природы и человека наступил с началом промышленной революции. Стремительно развивающийся научно-технический прогресс в сочетании всё с той же идеей превосходства человека и необходимости взять у природы как можно больше в итоге привёл к тому, что мы имеем сейчас. Человечество находится на грани экологической катастрофы. (VIII) А ведь мы, как и все другие живые существа на планете, до сих пор неотделимы от биосферы. Рамки окружающей природной среды, в которых мы можем существовать, достаточно узкие. Нам нужна определённая температура воздуха, солнечный свет, состав атмосферы, почвы и воды — именно та экологическая среда, в которой проходила эволюция на протяжении всей нашей истории. Да, человек умеет приспосабливаться к новым условиям обитания. Но только до известных пределов. И скорость такой адаптации не слишком велика. Как показывает практика, губительные изменения природной среды идут гораздо быстрее, а значит, если не остановить эти изменения, человечество ждут трудные времена.

Ответ: Термин, означающий влияние деятельности человека на окружающую среду (антропогенный фактор), упоминается в абзаце (I).

8. Соотнесите абзацы текста и их возможные заголовки. Обратите внимание на то, что среди заголовков есть лишние

Ответ:

(I) — Расширение масштаба влияния человека на окружающий мир.

(II) — Законы геосферы, которые должен учитывать человек.

(III) — Природа даёт сдачи.

(IV)  — Взгляды на природу в разные эпохи.

(V) — Природа — источник вдохновения и красоты.

(VI) — История освоения природы человеком.

(VII)  — Причины наступающего экологического кризиса.

(VIII)  — Пределы адаптации к изменениям в экосфере. (

9. Укажите номер(-а) абзаца(-ев), в котором(-ых) упоминается исторический процесс перехода от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.

Ответ: VII

10. Укажите глобальные проблемы, связанные с процессами, описанными в тексте

  • Проблема войны и мира.
  • Проблема «Север—Юг».
  • Предоставление необходимых человечеству природных ресурсов.
  • Изменение климата.
  • Экологический кризис и потеря биоразнообразия.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё о функциональной грамотности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: