Задания и ответы Олимпиада ВСОШ по Литературе 7 класс г. Москва

Содержание
  1. 1. Перед вами иллюстрации к одному произведению. Укажите название этого произведения без кавычек.
  2. 2. Укажите псевдоним автора.
  3. 3. Расположите эти иллюстрации по порядку в соответствии с развитием сюжета.
  4. 4. Словесное художественное творчество представлено фольклорными (устными, где нет одного автора) и литературными (письменными и имеющими автора) текстами. Иногда автор литературного текста нам неизвестен, тогда такой текст называется анонимным. Прочитайте фрагменты текстов и определите, что это за текст: литературный авторский, литературный анонимный или фольклорный.
  5. 5. Нередко писатели используют псевдонимы, и читатели зачастую знают только псевдоним, а не имя автора. Ниже приведён список настоящих имён писателей. Соотнесите имена с портретами. Список настоящих имён писателей:
  6. 6. В художественной литературе часто используется фантастический компонент, он может иметь разные формы: сказочная фантастика, где всё связано с волшебством, или научная фантастика, когда невероятные события объясняются достижениями науки. Определите по фрагменту текста те произведения, в которых присутствует сказочная фантастика.
  7. 7. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы. Семён Яковлевич Надсон (1862–1887) Осень, поздняя осень!.. Над хмурой землею…
  8. Какой стихотворный размер используется в стихотворении?
  9. 8. Как называется использованная в стихотворении строфа?
  10. 9. Как называется художественный приём (троп), использованный в строке 20?
  11. 10. В строке 3 есть определения, обозначающие цвет и являющиеся тропом. Назовите этот троп. Ответьте одним словом в И. п., ед. ч.
  12. 11. Как называется рифма в строках 9, 11, 13, 15?
  13. 12. В какой строке первой строфы содержится сравнение?
  14. 13. Как называется стилистическая фигура (приём) в строках 15 и 16?

1. Перед вами иллюстрации к одному произведению. Укажите название этого произведения без кавычек.

Ответ: Алые паруса

2. Укажите псевдоним автора.

Ответ: Грин

3. Расположите эти иллюстрации по порядку в соответствии с развитием сюжета.

Ответ: 1243

4. Словесное художественное творчество представлено фольклорными (устными, где нет одного автора) и литературными (письменными и имеющими автора) текстами. Иногда автор литературного текста нам неизвестен, тогда такой текст называется анонимным. Прочитайте фрагменты текстов и определите, что это за текст: литературный авторский, литературный анонимный или фольклорный.

1. Во славном во Нове‑граде

Как был Садке‑купец богатый гость.

А прежде у Садка имущества не было:

Одни были гуселки яровчаты;

По пирам ходил‑играл Садке.

Садка день не зовут на почестей пир,

Другой не зовут на почестей пир

И третий не зовут на почестей пир.

По том Садке соскучился.

Как пошёл Садке к Ильмень‑озеру,

Садился на бел‑горюч камень

И начал играть в гуселки яровчаты.

Как тут-то в озере вода всколыбалася,

Тут-то Садке перепался,

Пошёл прочь от озера во свой во Новгород.

 

2. Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники;

И пирует царь во славу божию,

В удовольствие своё и веселие.

3. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое. Только и взмолился однажды богу этот помещик: –  Господи! всем я от тебя доволен, всем награждён! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика!

4. Вы, кто любите легенды

И народные баллады,

Этот голос дней минувших,

Голос прошлого, манящий

К молчаливому раздумью,

Говорящий так по-детски,

Что едва уловит ухо,

Песня это или сказка, –

Вам из диких стран принёс я

Эту Песнь о Гайавате!

Ответ не указан…

5. Посадил Владимир окаянного Святополка на княжение в Пиноке, а Ярослава – в Новгороде, а Бориса – в Ростове, а Глеба – в Муроме. Не стану, однако, много толковать, чтобы во многословии не забыть о главном, но, о ком начал, поведаем вот что. Протекло много времени, и, когда минуло 28 лет после святого крещения, подошли к концу дни Владимира – впал он в тяжкий недуг. В это же время пришёл из Ростова Борис, а печенеги вновь двинулись ратью на Русь, и великая скорбь охватила Владимира, так как не мог он выступить против них, и это сильно печалило его.

Ответ:

Фольклорные: 1, 2
Литературные авторские: 3, 4
Литературные анонимные: 5

5. Нередко писатели используют псевдонимы, и читатели зачастую знают только псевдоним, а не имя автора. Ниже приведён список настоящих имён писателей. Соотнесите имена с портретами. Список настоящих имён писателей:

Афанасий Шеншин — 2

Уильям Сидни Портер — 3

Аркадий Голиков — 5

Игорь Можейко — 4

Андрей Климентов — 1

6. В художественной литературе часто используется фантастический компонент, он может иметь разные формы: сказочная фантастика, где всё связано с волшебством, или научная фантастика, когда невероятные события объясняются достижениями науки. Определите по фрагменту текста те произведения, в которых присутствует сказочная фантастика.

Вот и пошёл Данилушко! Земля тогда уже подмерзать стала, снежок припорашивал. Подошёл Данилушко ко крутику, где камень брал, глядит, а на том месте выбоина большая, будто камень ломали. Данилушко о том не подумал, кто это камень ломал, зашёл в выбоину. «Посижу, – думает, – отдохну за ветром. Потеплее тут». Глядит – у одной стены камень-серовик, вроде стула. Данилушко тут и сел, задумался, в землю глядит, и всё цветок тот каменный из головы нейдёт. «Вот бы поглядеть!» Только вдруг тепло стало, ровно лето воротилось. Данилушко поднял голову, а напротив, у другой-то стены, сидит Медной горы Хозяйка. По красоте-то да по платью малахитову Данилушко сразу её признал. — сказочная фантастика

Мистер и миссис Дурсль проживали в доме номер четыре по Тисовой улице и всегда с гордостью заявляли, что они, слава богу, абсолютно нормальные люди. Уж от кого-кого, а от них никак нельзя было ожидать, чтобы они попали в какую-нибудь странную или загадочную ситуацию. Мистер и миссис Дурсль весьма неодобрительно относились к любым странностям, загадкам и прочей ерунде.

Слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу. Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лёжа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

Давно тому назад, в городе Тифлизе, жил один богатый турок; много аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь Магуль-Мегери; хороши звёзды на небеси, но за звёздами живут ангелы, и они ещё лучше, так и Магуль-Мегери была лучше всех девушек Тифлиза. Был также в Тифлизе бедный Ашик-Кериб; пророк не дал ему ничего, кроме высокого сердца и дара песен; играя на саазе (балалайка турецкая) и прославляя древних витязей Туркестана, ходил он по свадьбам увеселять богатых и счастливых; на одной свадьбе он увидал Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга. Мало было надежды у бедного Ашик-Кериба получить её руку – и он стал грустен, как зимнее небо. — сказочная фантастика

Теснясь, точно цветы и сорные травы в саду, все вперемешку, дети старались выглянуть наружу – где там запрятано солнце? Лил дождь. Он лил не переставая семь лет подряд; тысячи и тысячи дней, с утра до ночи, без передышки дождь лил, шумел, барабанил, звенел хрустальными брызгами, низвергался сплошными потоками, так что кругом ходили волны, заливая островки суши. Ливнями повалило тысячи лесов, и тысячи раз они вырастали вновь и снова падали под тяжестью вод. Так навеки повелось здесь, на Венере, а в классе было полно детей, чьи отцы и матери прилетели застраивать и обживать эту дикую дождливую планету.

7. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы. Семён Яковлевич Надсон (1862–1887) Осень, поздняя осень!.. Над хмурой землею…

(1) Осень, поздняя осень!.. Над хмурой землёю

(2) Неподвижно и низко висят облака;

(3) Жёлтый лес отуманен свинцовою мглою,

(4) В жёлтый берег без умолку бьётся река…

(5) В сердце – грустные думы и грустные звуки,

(6) Жизнь, как цепь, как тяжелое бремя, гнетёт.

(7) Призрак смерти в тоскующих грёзах встаёт,

(8) И позорно упали бессильные руки…

(9) Это чувство – знакомый недуг: чуть весна

(10) Ароматно повеет дыханием мая,

(11) Чуть проснётся в реке голубая волна

(12) И промчится в лазури гроза молодая,

(13) Чуть в лесу соловей про любовь и печаль

(14) Запоёт, разгоняя туман и ненастье, –

(15) Сердце снова запросится в ясную даль,

(16) Сердце снова поверит в далёкое счастье…

(17) Но скажи мне, к чему так ничтожно оно,

(18) Наше сердце, – что даже и мёртвой природе

(19) Волновать его чуткие струны дано,

(20) И то к смерти манить, то к любви и свободе?..

(21) И к чему в нём так беглы любовь и тоска,

(22) Как ненастной и хмурой осенней порою(

23) Этот белый туман над свинцовой рекою

(24) Или эти седые над ней облака?1880

Какой стихотворный размер используется в стихотворении?

  • амфибрахий
  • хорей
  • дактиль
  • анапест

8. Как называется использованная в стихотворении строфа?

  • катрен
  • терцет
  • дистих
  • октава

9. Как называется художественный приём (троп), использованный в строке 20?

  • метафора
  • метонимия
  • антитеза
  • гипербола

10. В строке 3 есть определения, обозначающие цвет и являющиеся тропом. Назовите этот троп. Ответьте одним словом в И. п., ед. ч.

Ответ: Метафора

11. Как называется рифма в строках 9, 11, 13, 15?

  • дактилическая
  • мужская
  • холостая
  • женская

12. В какой строке первой строфы содержится сравнение?

Ответ: Строка 3

13. Как называется стилистическая фигура (приём) в строках 15 и 16?

  • анафора
  • парцелляция
  • эпифора
  • инверсия
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё о функциональной грамотности
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: