Вариант № 1
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) началА 2) катАлог 3) обнЯлись 4) звОнит
2. В каком предложении вместо слова ПАМЯТНЫЙ нужно употребить ПАМЯТЛИВЫЙ?
1.Каждый год мама покупала календарь ПАМЯТНЫХ дат.
2.Это был ПАМЯТНЫЙ разговор, который повлиял на мою судьбу.
3.До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным.
4.Мне дорого и ПАМЯТЕН каждый уголок родного дома.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1.пара чулок
2.более теплее
3.попробуем
4.у обоих ворот
4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1.Те, кто не освоил никакого ремесла и ведёт праздную жизнь, поступают дурно.
2.Учитель литературы спросил учеников, что какие проблемы возникли у них при написании сочинения.
3.Правильно распорядиться возможностями своей памяти – вот задача, стоящая перед каждым человеком.
4.Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств.
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) бе..заветно, не..гибаемый
2) старинное пр..дание, пр..образовать
3) об..ятия, неб..ющееся стекло
4) без..нициативный, до..грать
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
В позднем творчестве Сальвадора Дали выраже(1)ы новые художестве(2)ые тенденции – интерес к
классической ясности, внутре(3)ей гармонии.
1) 1 2) 1,2 3) 3 4) 2,3
7. В каком ряду во всех словах пропущена гласная О?
1.к..снуться, предпол..жение
2.непром..каемый, ост..новиться
3.отр..жение, пор..зительный
4.обр..мление, заг..релые
8. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
1.о полын…, в аудитори…
2.при жизн…, о подруг…
3.по алле…, в парк…
4.у дорожк…, в книг…
9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1.присво..шь, незыбл..мый
2.закле..шь, выстрел..вший
3.побор..шься, движ..мый
4.поразмысл..шь, постел..нный
10. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1.Бунин рисует в рассказе (не) определённую личность, а устоявшийся социальный тип.
2.В Мещёрском крае можно встретить никогда (не) кошенные луга.
3.Трава, ещё (не) успевшая вытянуться, окружала почерневшие пни.
4.Прекрасен лебедь, когда (не)возмутимо плывёт он по зеркальной глади воды.
11. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?
1.Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, и некоторые слова только в данном тексте могут
обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.
2.Он всегда поступал ТАК(ЖЕ), как его отец.
3.Вернер должен был настоять на том, ЧТО(БЫ) дело обошлось как можно секретнее.
4.(В)ТЕЧЕНИЕ всей ночи шёл густой снег.
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
запятые?
Принципы реализма и народности (1) воспринятые Модестом Петровичем Мусоргским в молодые годы (2)
проявились в правдивом отражении жизненных явлений и в глубинной народности музыкального языка (3)
ставшего для композитора (4) главным на всю жизнь.
1) 1,3 2) 1,2 3) 1,2,3 4) 1,2,4
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять
запятые?
Вполне (1) вероятно (2) и такое решение вопроса. Но окончательное решение (3) вероятно(4) будет принято
позже
1) 1,2 2) 1,3, 4 3) 3,4 4) 1,2,3,4
14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1.Речной жемчуг можно найти и в реках и в озёрах и в ручьях.
2.Малые водохранилища создаются в оврагах или в специально вырытых углублениях.
3.Животные пустыни могут длительное время обходиться без воды и питаться колючками и молодыми
побегами.
4.Волк меняет шерсть да не повадки.
15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
запятые?
Уровень сервиса рассчитывается по двадцати параметрам (1) среди которых (2)
особенно важны (3) дружелюбие и компетентность персонала.
1) 1 2) 1,2 3) 2,3 4) 1,3
Прочитайте текст и выполните задания 16 – 20
(1)…. (2)Великий основоположник эволюционного учения считал, что богатые флора и фауна Тропической
Африки облегчали нашим примитивным предкам поиски пищи, а тёплый климат не только избавлял их от
необходимости сооружать жилища и заботиться об одежде, но и ускорял процесс исчезновения у них
волосяного покрова. (3) … всё это были плоды теоретических рассуждений, а не сделанные на основе раскопок
и фактов аргументированные выводы. (4)Антропология делала тогда первые шаги и не могла дать Ч.Дарвину
никаких доказательств. (5)Когда же палеонтология вышла из младенческого возраста, то начала опровергать
Ч.Дарвина. (6)В 1892 году на Яве французский врач Е.Дюбуа впервые обнаружил остатки «обезьяночеловека» –
питекантропа. (7)Дальнейшие сенсационные находки в Южной Азии надолго укрепили в науке мнение, что
родиной человека была именно Азия.
16. Определите стиль и тип текста.
1) научный стиль; рассуждение, повествование
2)художественный; повествование
3)публицистический стиль; описание
4)публицистический стиль; повествование, описание
17. Укажите, какое слово должно стоять на месте пропуска в 3 предложении.
1) поэтому 2) однако 3) наконец 4) итак
18. В предложении 4 найдите фразеологизм. Выпишите его.
19. Перепишите текст. Вставьте раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Как хорош лес осенью! Ж..лтые оранжевые б..гровые листья тихо падают с чёрных деревьев и медле(н-нн)о
опускают..ся на холодную землю. В а..еях сада стало пусто бе..шумно. А ведь ..десь летом было так радос..но
чудес..но! Из окрестных парков сл..тались сюда птицы на праздничный концерт.
Вариант № 2
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) Агент 2) цЕмент 3) обеспечЕние 4) звонИт
2. В каком предложении вместо слова ВЕЛИКИЙ нужно употребить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ?
1) В его глазах выражалась ВЕЛИКАЯ радость и любовь к жизни.
2) Она, красивая, дородная, с ВЕЛИКОЙ осанкой, не спеша вошла в кабинет.
3) Это был ВЕЛИКИЙ писатель современности, сумевший выразить дух своего времени.
4) Каждый, наверное, испытывал не себе ВЕЛИКУЮ власть искусства.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более холодный приём
2) пара валенок
3) в двухтысячном пятом году
4) сыплет снег
4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Человек до конца ещё не раскрыл возможности этого изобретения и не знает степени воздействия его на
человека.
2) Те, кто не доверяет финансовым пирамидам, поступают верно.
3) Сергей считает себя как удачливого человека.
4) Эта книга полезна и интересна, но не свободна от некоторого схематизма.
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) бе..шумный, бе..звучный
2) пр..секать, пр..бывать на станцию
3) обез..яна, в..юга
4) небез..звестный, по..грать
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Я смотрю на темные вершины сосен, потрепа(1)ые студе(2)ыми ветрами, и то они мне кажутся были(3)ыми
богатырями, чудом забредшими в наши дни, то опять начинает казаться, что ты сам попал в заколдова(4)ое
царство.
1)1,4 2)3,4 3)1,2 4)1,3,4
7. В словах какого ряда на месте пропусков пишется И?
1) бл..стательный, подп…реть
2) вн…мание, выт..раться
3) соч..тание, нач..нающий
4) оп…раться, зам…реть
8. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
1) о полын…, в санатори…
2) при жизн…, о подруг…
3) по алле…, в парк…
4) у дорожк…, в книг…
9. В каком ряду на месте пропусков пишется буква У (Ю)?
1) они трепещ…т; терп…щий бедствие
2) пиш…щий стихи; они гон…т врага
3) они бор..тся, держ…щий поводья
4) дремл…щий старик; снега та..т
10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Нового слугу хозяйка (не)взлюбила.
2) (Не)благодарный слушатель мешает даже хорошему рассказчику.
3) На столе лежала ещё (не)пожаренная рыба.
4) (Не)когда мне с вами разговаривать.
11. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?
1) Старики просили, ЧТО(БЫ) Мироныча не трогали.
2) (НЕ)СМОТРЯ на плохую погоду, откладывать путешествие не хотелось.
3) Барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему (ЗА)ТО, что он часа таскал за ней по базару эту корзину.
4) Он радовался встрече, девушка ТО(ЖЕ) не осталась к этому равнодушной.
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
запятые?
Двое возились с лодкой (1) привязанной к корме (2) одного из баркасов (3)нагруженных (4)дубовой клёпкой и
сандалом.
1)1,2,3,4 2)1,3 3)1,2,4 4)3,4
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять
запятые?
Это было для всех (1) очевидно (2) и не подлежало обсуждению. Замыслы (3) очевидно (4) почти всегда исходят
из сердца.
1)1,2 2)3,4 3)1,2,4 4)1,2,3,4
14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Высившиеся там и сям могильные курганы глядели сурово и мертво.
2) Я люблю эти темные ночи эти звезды и клены и пруд.
3) Над чистым озером как справа так и слева шелестел камыш.
4) И академику и журналисту и редактору журнала всё уже было ясно.
15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять
запятые?
Многочисленные врачи (1) среди которых (2) был и известный профессор (3) вряд ли могли предполагать такой
исход.
1)1,3 2)1,2,3 3)2 4)1,2
Прочитайте текст и выполните задания 16 – 20
(1)В 1924 году появилось сообщение южноафриканского анатома профессора Раймонда Дарта. (2)Дарту
удалось обнаружить возле Йоханнесбурга целую коллекцию ископаемых черепов. (3)Среди находок обращал на
себя внимание череп, слишком примитивный для человека, но необычайно прогрессивный для обезьяны.
(4)Обладатель другого черепа (трёх-четырёхлетний ребёнок) имел большой мозг, каким не могла похвастаться
ни одна из человекообразных обезьян, и похожие на человеческие зубы. (5) … судя по костям, он ходил гораздо
прямее, чем шимпанзе. (6)Дарт тогда назвал обладателя черепа австралопитеком африканским и заявил, что
считает его промежуточным звеном между
обезьяной и человеком. (7)Это был переворот в антропологии.
16. Определите стиль и тип текста.
1) публицистический стиль; описание
2) художественный; повествование
3) научный стиль; повествование с элементами описания
4) публицистический стиль; рассуждение
17. Укажите, какое слово должно стоять на месте пропуска в 5 предложении.
1) поэтому 2) так как 3) наконец 4) и
18. В предложениях 5 – 6 найдите фразеологизм. Выпишите его.
19. Перепишите текст. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Ра(н-нн)ей осенью лес похож.. на терем ра..писной. Хорошо устроит..ся под белоствольной берё..кой и долго
рассматривать золотые краски окрес..ного леса л..ловый краешек неба. Тихо уютно ..десь. В (не)объятных
чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. На душе ле..ко и спокойно.